Источники света на полотнах художников от классиков до современников
Свет – неотъемлемая часть любой картины, если это только не квадрат Малевича. Очевидная истина, над которой человек, далекий от искусства, обычно и не задумывается. Зачастую на произведениях отсутствует сам источник света, но зрителю видно его воздействие на объект, который художник решил показать зрителю. Остается только догадываться, что послужило его источником.
Тем не менее написано немало картин, где художник сознательно делает акцент на источнике освещения. Свеча, уличный фонарь, керосиновая лампа иногда становятся даже центральной ее частью. Так вышло с произведением Рината Волигамси «Свет». Яркая лампа освещает группу людей в форме, делает акцент на фуражках, но в тени остаются лица героев. О чем думают, что рассматривают? Возможно новое задание, или письмо, а может, просто какой-то предмет. Свет олицетворяет собой видимость, знание, но всегда есть то, что остается в тени.
«Наличие на картине искусственных источников света распространенный прием многих именитых авторов, позволяющий создать камерную драматическую среду. Зачастую его используют для выделения значимых объектов и героев, противопоставляя их исчезающему в тени окружению». Никита Паречин, художник
Яркий тому пример – картина «Свадьба» Леонида Соломаткина. Художник несколько раз перерабатывал форму огромной люстры, стремясь с ее помощью выделить фигуры новобрачных. Огонь написан тяжелыми, густыми красочными мазками, выделяя предмет изображения, в то время как отдельные фигуры гостей, написанные более жидко, теряются и кажутся призрачными. Тем самым автор подводит нас к мысли, что свадебное торжество эфемерно, а мирская суета тщетна.
Кстати говоря, предметы интерьера нередко выступают моделями для картин. Причем не только в современном искусстве. Достаточно вспомнить «Кресло Гогена» и «Стул Винсента с трубкой» кисти Винсента Ван Гога. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже люстра может стать самостоятельной героиней.
В картине «Сватовство Майора» Павел Федотов затрагивает тему договорных, взаимовыгодных браков. Спустивший фамильное состояние офицер с дворянскими корнями хочет посредством женитьбы решить финансовые вопросы, а купец, как сейчас говорят, «сделавший себя сам», выдав дочь, получит то, что не купишь за деньги – его внуки будут уже дворянского рода. По картине видно, что семья простая, но зажиточная. Впечатляющих размеров хрустальная люстра со множеством подсвечников, которой художник уделил центральное место, как раз демонстрирует достаток хозяев.
Уличное освещение тоже нередкий элемент известных полотен. «Звездная ночь над Роной» Винсента Ван Гога – пример идеального сочетания света природного с искусственным. И наглядного различия между ними. Статичный свет фонарей четко и недвижно отражается от водной глади, но крупные мазки и кружевные штрихи, которыми выполнено небо, в полной мере передают его величие, ощущается движение звезд и энергия света.
Живописцу Викторианской эпохи Джону Эткинсону Гримшоу хорошо удавалось передать с помощью лунного света и горящих фонарей дождливую и мистическую атмосферу Англии XIX века.
По праву повелителем света в русской живописи считается Архип Куинджи. Что бы ни изображал автор на полотне, главным в картинах был свет. Он его чувствовал и передавал так, что многие художники теряли покой в попытках повторить палитру гения света. Картина «Лунная ночь на Днепре» принесла Куинджи мировую славу и закрепила за ним звание главного русского пейзажиста.
А вот если говорить об электрическом свете на полотнах современных художников, то здесь выделяются картины Эдварда Хоппера. Это не просто искусственное освещение, это свет прожектора: настолько ярки и контрастны изображения и светотени на его холстах. При этом полотна выглядят живыми и естественными. Творчество Хоппера оказало сильное влияние на мир искусства в целом и поп-культура XX века в частности.
Обладая мастерской техникой передачи света и управляя им, художник всегда сможет завладеть вниманием зрителя. Это же правило работает и в жизни: свет способен как подчеркнуть вашу красоту, так и выделить все недостатки.