Источники света на полотнах художников от классиков до современников
КАТАЛОГ
МЕНЮ
СВЕТИЛЬНИКИ B2C
Архитектурно-парковые светильники Светильники архитектурно-парковые Садовые гирлянды Светильники на солнечных батареях Фонари Кемпинговые Налобные Автомобильные Прожекторные Рабочие Ручные Трековые светильники Светильники трековые с цоколем Светильники трековые LED Аксессуары для трековых светильников Настольные светильники Настольные светильники Qplus Настольные светильники Светильники-ночники Стаканы с подсветкой Настольные светильники декоративные Многопрофильные светильники Антимоскитные светильники Очистители воздуха и фильтры Кольцевые светильники Праздничные светильники Накладные светильники Светильники настенно-потолочные Подвесы Светильники накладные с подсветкой Светильники накладные OVERHEAD Светильники для ванной комнаты Встраиваемые светильники Даунлайты Даунлайты StepDim Слимы с подсветкой Светильники с декоративным стеклом Слимы Встраиваемые светильники Frameless Светильники с подсветкой Bubbles Точечные светильники декоративные Точечные декоративные Акционные TL светильники Линейные сенсорные светильники Многофункциональные сенсорные светильники Сенсорные светильники
АКЦИИ
Источники света на полотнах художников от классиков до современников

Источники света на полотнах художников от классиков до современников

Свет – неотъемлемая часть любой картины, если это только не квадрат Малевича. Очевидная истина, над которой человек, далекий от искусства, обычно и не задумывается. Зачастую на произведениях отсутствует сам источник света, но зрителю видно его воздействие на объект, который художник решил показать зрителю. Остается только догадываться, что послужило его источником.

Тем не менее написано немало картин, где художник сознательно делает акцент на источнике освещения. Свеча, уличный фонарь, керосиновая лампа иногда становятся даже центральной ее частью. Так вышло с произведением Рината Волигамси «Свет». Яркая лампа освещает группу людей в форме, делает акцент на фуражках, но в тени остаются лица героев. О чем думают, что рассматривают? Возможно новое задание, или письмо, а может, просто какой-то предмет. Свет олицетворяет собой видимость, знание, но всегда есть то, что остается в тени.

 Ринат Волигамси «Свет», источник: сайт Музей современного искусства «Эрарта»
Ринат Волигамси «Свет», источник: сайт Музей современного искусства «Эрарта»
«Наличие на картине искусственных источников света распространенный прием многих именитых авторов, позволяющий создать камерную драматическую среду. Зачастую его используют для выделения значимых объектов и героев, противопоставляя их исчезающему в тени окружению». Никита Паречин, художник

Яркий тому пример – картина «Свадьба» Леонида Соломаткина. Художник несколько раз перерабатывал форму огромной люстры, стремясь с ее помощью выделить фигуры новобрачных. Огонь написан тяжелыми, густыми красочными мазками, выделяя предмет изображения, в то время как отдельные фигуры гостей, написанные более жидко, теряются и кажутся призрачными. Тем самым автор подводит нас к мысли, что свадебное торжество эфемерно, а мирская суета тщетна.

Леонид Соломаткин «Свадьба», источник: сайт Третьяковской Галереи
Леонид Соломаткин «Свадьба», источник: сайт Третьяковской Галереи

Кстати говоря, предметы интерьера нередко выступают моделями для картин. Причем не только в современном искусстве. Достаточно вспомнить «Кресло Гогена» и «Стул Винсента с трубкой» кисти Винсента Ван Гога. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже люстра может стать самостоятельной героиней.

Владимир Дубосарский «Люстра», источник: сайт Фонда современного искусства Maxart Foundation
Владимир Дубосарский «Люстра», источник: сайт Фонда современного искусства Maxart Foundation

В картине «Сватовство Майора» Павел Федотов затрагивает тему договорных, взаимовыгодных браков. Спустивший фамильное состояние офицер с дворянскими корнями хочет посредством женитьбы решить финансовые вопросы, а купец, как сейчас говорят, «сделавший себя сам», выдав дочь, получит то, что не купишь за деньги – его внуки будут уже дворянского рода. По картине видно, что семья простая, но зажиточная. Впечатляющих размеров хрустальная люстра со множеством подсвечников, которой художник уделил центральное место, как раз демонстрирует достаток хозяев.

Павел Федотов «Сватовство Майора», источник: сайт Третьяковской Галереи
Павел Федотов «Сватовство Майора», источник: сайт Третьяковской Галереи

Уличное освещение тоже нередкий элемент известных полотен. «Звездная ночь над Роной» Винсента Ван Гога – пример идеального сочетания света природного с искусственным. И наглядного различия между ними. Статичный свет фонарей четко и недвижно отражается от водной глади, но крупные мазки и кружевные штрихи, которыми выполнено небо, в полной мере передают его величие, ощущается движение звезд и энергия света.

Винсент Ван Гог «Звездная ночь над Роной», источник: сайт kibart.ru
Винсент Ван Гог «Звездная ночь над Роной», источник: сайт kibart.ru

Живописцу Викторианской эпохи Джону Эткинсону Гримшоу хорошо удавалось передать с помощью лунного света и горящих фонарей дождливую и мистическую атмосферу Англии XIX века.

Джон Гримшоу «Хэмпстед-Хилл, вид на Хит-стрит», источник: сайт wikiart.org
Джон Гримшоу «Хэмпстед-Хилл, вид на Хит-стрит», источник: сайт wikiart.org

По праву повелителем света в русской живописи считается Архип Куинджи. Что бы ни изображал автор на полотне, главным в картинах был свет. Он его чувствовал и передавал так, что многие художники теряли покой в попытках повторить палитру гения света. Картина «Лунная ночь на Днепре» принесла Куинджи мировую славу и закрепила за ним звание главного русского пейзажиста.

Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», источник: сайт Русского Музея
Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», источник: сайт Русского Музея

А вот если говорить об электрическом свете на полотнах современных художников, то здесь выделяются картины Эдварда Хоппера. Это не просто искусственное освещение, это свет прожектора: настолько ярки и контрастны изображения и светотени на его холстах. При этом полотна выглядят живыми и естественными. Творчество Хоппера оказало сильное влияние на мир искусства в целом и поп-культура XX века в частности.

Эдвард Хоппер «Полуночники», источник: сайт edwardhopper.net
Эдвард Хоппер «Полуночники», источник: сайт edwardhopper.net

Обладая мастерской техникой передачи света и управляя им, художник всегда сможет завладеть вниманием зрителя. Это же правило работает и в жизни: свет способен как подчеркнуть вашу красоту, так и выделить все недостатки.